Название:0 Алтарные тапочки
ФИО автора: неизвестен.
Дата создания: 20 век.
Материал: Бархат, шёлковые и золотые нити, нити мулине, кожа.
Техника: Ручная работа
Размеры: 41-42
Литургическая одежда — это материальное выражение божественной славы. Одним из обязательных атрибутов священника Армянской Апостольской церкви являются алтарные тапочки, которые надевают, восходя на главное сакральное пространство церкви — Алтарь.
Алтарные тапочки, которые находятся в постоянной экспозиции Музея истории мировых культур и религий раньше принадлежали 96-му Иерусалимскому патриарху Армянской апостольской церкви – Торгому II. Союзка Литургической обуви выполнена из бархата и вышита вручную нитями мулине разных цветов и золотыми нитями, подошва сделана из кожи.
Название: Головной убор священника Армянской апостольской церкви.
ФИО автора: неизвестен
Дата создания: XX век
Материал: Бархат, атлас, металлический крест, металлическая вставка.
Размеры: d – 19; h – 21,5; высота наконечника – 5,5.
В традиции Армянской апостольской церкви головной убор митру, аналогичную греческой и близкую ей по форме, носят священники и архимандриты. Она непременно увенчана крестом и спереди украшена изображением Пастыря с агнцем или образом Спасителя. Высшие же чины церковной иерархии — епископы и католикосы- носят митры, аналогичные католическим, однако отличающиеся от современных западных образцов.
Митра, которая находится в коллекции Музея истории мировых культур и религий, обшита бархатом желтого цвета и украшена множеством крестов. Как и полагается, в передней части, в области лба, установлена вставка с изображением Иисуса Христа. Верх митры украшает металлический наконечник в форме креста. Внутренняя часть головного убора выполнена из атласной ткани.
Название: Фелонь
Дата создания: ХIХ век
Материал: парча
Техника: золотое шитьё
Коллекция: из фондов Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.
Фелонь или риза — это верхнее богослужебное облачение православного священника. В переводе с греческого слово «фелонь» означает «светиться», а «риза» на древнерусском — «одежда». В древности это был белый плащ-накидка из длинного прямоугольного отреза шерстяной ткани для защиты от холода и непогоды. Его надевали через одно или оба плеча, стягивая передние концы на груди. Часто в центре плаща делали вырез для головы, и надетая на плечи фелонь покрывала спереди и сзади все тело человека.
С XVI века фелонь на Руси стали шить из тяжелой парчи, а верхние оплечья начали делать с твердым высоким каркасом, чтобы они возвышались над плечами священника. Подобные ризы традиционно используют для воскресных и будничных богослужений, за исключением поминаний святых. На золотой фелони изображен крест и восьмиконечная звезда, а также орел с двумя головами и опущенными крыльями. В когтях правой лапы он сжимает укороченный жезл, над его головами — большая царская корона с крестом. Эти символы на облачении священнослужителя говорят о его связи с властью и принадлежности к высшему сословию. Большая корона с крестом венчает ризу и показывает, что царь единолично правит государством на земле, но выше него, на небе, только Бог.
Название: Острожская Библия с накладками
ФИО автора: Кадыр Изабакаров
Дата создания: 1998 г.
Металл: мельхиор, медь
Материал: экокожа, перламутр, сердолик,
Техника: литье, зернь, скань, дражировка
Размеры: 30,5х20,5 см
Коллекция: частное собрание.
Острожская Библия в парадном кожаном переплете — это один из самых красивых экспонатов Музея истории мировых культур и религий в Дагестане, первое полное издание Библии на церковнославянском языке. Она состоит из 76 книг Ветхого и Нового Завета и была подготовлена православным князем Константином Острожским. Библию издал первопечатник Иван Федоров в 1581 году по благословению игумена Иова. Автор оклада Библии — Кадыр Изабакаров, художник-ювелир из дагестанского рода златокузнецов. Его жена — Манаба Магомедова, заслуженный художник России и народный художник Грузии и Дагестана. Их дочь, Лейла Изабакарова также стала известной художницей, эмальером. Ювелирное мастерство семьи ценилось во всем мире. Вместе они работали над крупными художественными проектами и получили в подарок Острожскую Библию. Книга стала семейной реликвией, которую передала в музей дочь мастеров.
Оклад Библии усилен по углам мельхиоровыми пластинами, украшенными филигранью. Их венчает оранжевый сердолик, а в центре креста расположен унакит, зеленый минерал с рыжими вкраплениями. Центральный камень обрамлен сканью — узором из тонкой проволоки. Фоном на кресте пролегает высеченный на металле растительный орнамент – эта техника рисунка называется дражировка. Богатое оформление переплета отражает духовное богатство, которое содержится внутри книги.
Название: Плакетка «Аллах»
ФИО автора: Магомедова Манаба Омаровна
Дата создания: 1978 г.
Материал: Стекло, эмаль
Вставки: Серебро
Техника: смешанная техника
Размеры – 4,5 х 4 см
Коллекция – частное собрание.
Плакетка «Аллах» выполнена известным златокузнецом — Манабой Магомедовой, которая опирается на исторически сложившиеся традиции златокузнецов и чеканщиков Кавказа, но идет дальше, обогащая их, внося свежие и неожиданные решения в устоявшиеся представления о форме и композиции, орнаментике.
Плакетка полуовальной формы, где правый край отколот. Работа выполнена в смешанной технике из прозрачной эмали, что подчеркивает вездесущность Всевышнего, Его неограниченность в пространстве и во времени. Почти все пространство изделия занимает арабская надпись из серебряных проволок «Аллах». В арабском языке «Аллах» — смысловой эквивалент русского слова «Бог», означающее единого и единственного Бога, Творца мира и господина Судного дня.
Основу каллиграфической надписи на данной плакетке, составляют пропорции размера буквы «алиф» — первой буквы арабского алфавита, которая представляет собой прямую вертикальную черту. Единицей измерения в каллиграфии считается арабская точка. Пользуясь алифом как исходной единицей, вначале мастер прописывает алифы, идентичные первому, по всему тексту. Так составляется геометрическая канва надписи.
В качестве накладок на данной работе автор применил серебряную проволоку, которая прочно вплавляются в прозрачный эмалевый слой. В этом случае элемент из серебряной проволоки оказывается под эмалью, просвечивает сквозь нее, и получается уникальное изделие. Арабская каллиграфия обладает необыкновенной силой – ее смысл проникает в душу раньше, чем глаза успеют воспринять ее очертания. Вам не нужно знать смысла, чтобы почувствовать умиротворение. Это та красота, которая не нуждается в переводе.
Название: Молитвенный коврик намазлык
Дата создания: 1908 год
Место создания: Азербайджан
Техника: ручное ткачество
Материал: Шерсть
Размеры: 100×150 см
Материал: Шерсть
Намазлык — это небольшой молитвенный коврик для совершения намаза, религиозного ритуала в исламе. С помощью молитвенного коврика правоверные мусульмане, где бы они ни находились, отделяются от внешнего мира и погружаются в молитву.
Молитвенные коврики начали использовать в X–XI веках, до этого намаз проводили только в храмах. Этот ритуал при совершении молитвы не обязателен, особенно при его чрезмерном использовании – например, в мечети поверх ковров. Обычно мусульмане носят коврик с собой, в час молитвы расстилают его на любой поверхности, совершают ритуал, а затем сворачивают и уносят. В качестве альтернативы специальным молитвенным коврикам можно использовать шкуры чистых животных – овец и коров, листья пальмы, одежду – куртку, халат, а также бумагу без типографских знаков.
Размер коврика должен быть таким, чтобы удобно было совершать земные поклоны – суджуд. Ширина обычного коврика 40-60 сантиметров, а длина 1-1,5 метра. На молитвенных ковриках чаще всего изображают нишу и острие свода. Во время молитвы из любой точки мира коврик нужно расположить так, чтобы свод был обращен в сторону Мекки и священной Каабы. На молитвенном коврике из коллекции Музея истории мировых культур и религий ниша сделана в виде арки «лячак». Это основной элемент украшения в традиционном искусстве азербайджанцев. Его название происходит от формы сложенного треугольником квадратного платка, которым женщины в древности покрывали голову.
Пространство коврика заполнено традиционными растительно-цветочными узорами – это древние мотивы, которые получили широкое распространение в национальной орнаменталистике Азербайджана. Их используют для декора ковров, при набойке тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства и в оформлении архитектурных сооружений. Нити для коврика выбраны из яркой цветовой гаммы красных и синих оттенков, которые наиболее характерны для азербайджанской традиции ковроткачества.
Название: Коран (рукописный).
Дата: XVIII век
Размер: 20х23см
Техника: каллиграфия
Коллекция: частное собрание
Коран — это Священная Книга всех мусульман. Он является Божественным удостоверением веры, которую последователи ислама ревностно исповедуют. Мусульмане верят, что Коран был ниспослан Аллахом в течение 23 лет через ангела Джабраила посланнику Мухаммаду и состоит из 114 разделов — тем, каждая из которых называется «Сура».
Коран – основа религии ислама, возникший как устная речь. В изустной передаче он существовал при жизни Мухаммада и после его смерти. Магической силой Корана обладало слово, а не буква. Память слушателей фиксировала откровения Пророка, возникавшие спонтанно, поэтому записи носили частный характер, а основная часть воспроизводилась по памяти. По преданиям в 651 году все откровения были собраны и составили единый список. Как единственно полное и подлинное слово Аллаха он дошел до нас в своем первозданном виде. Поэтому он представляет не цельное литературное произведение, а состоит из речей и проповедей, притч, этических, правовых и обрядовых заклинаний.
У мусульман особо трепетное отношение к Корану: надлежит прикасаться к нему только чистыми руками и воспринимать его содержание с возвышенными чувствами.
Коранические тексты читаются при рождении ребенка, благословляя его на долгую и счастливую жизнь, а усопшего провожают в мир иной, особенно чтением Суры 36 (Йа-син).
Истинные последователи ислама вместо оберега носят с собой миниатюрные издания Корана, а выписки из него считаются целительным средством и предохранением от злосчастий.
Коран имеет также и огромную литературную ценность, кроме того, знакомство с ним ведет к духовному взаимопониманию и объединению народов.
В постоянной экспозиции музея находится коран рукописный 18 века
был передан из одного старейших в мире мусульманских храмов — мечети Джума, построенной в дагестанском городе Дербенте почти тысячу триста лет назад.
Название: Плакетка «Архангел Михаил»
ФИО автора: Лейла Изабакарова
Дата создания: 1987 год
Материал: серебро, эмаль
Техника: живописная эмаль
Размеры: 6х4
Коллекция: частное собрание
Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. В Писании он именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против дьявола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь.
В разделе, посвященном династии ювелиров Магомедовых-Изабакаровых хранится овальная миниатюрная плакетка «Архангел», выполненная в технике эмалирования. На градиентном бело-коричневом фоне, декорированном звездами изображен архангел Михаил в рясе темного цвета, украшенного лором – парадным облачением византийских императоров, который изображали в образах высших ангельских сил. За спиной архангела изображены пестрые, разноцветные крылья.
В левой руке архангел Михаил держит жезл, называемый лабарумом – древний римский воинский штандарт, который представлял собой древко с поперечной перекладиной, с которой свисал прямоугольный кусок ткани.
Над головой архангела Михаила возвышается нимб, как символ божественной благодати. Как и положено, нимб здесь очерчен двумя линиями, где его темная часть – бирюзовый – символизирует непостижимость и неприступность Божественного; а светлая часть – золотая – олицетворяет тот свет, что приходит к тем, кого создал Бог.
Прекрасным дополнением, которое украшает края плакетки, является обрамление серебром в сканной технике.
Данная работа выполнена Лейлой Изабакаровой – дочерью известных ювелиров и художников Манабы Магомедовой и Кадыра Изабакарова.
Название: Картина «Имена Аллаха»
ФИО автора: Супьянов Ибрагимхалил Камилович
Дата создания: 2006г.
Техника: бумага, акрил, графит
Размеры: 70х50
Коллекция: ГБУ РД «Музей истории мировых культур и религий»
Картина «Имена Аллаха» написана одним из ведущих дагестанских художников – Супьяновым Ибрагимхалилом Камиловичем, выдающимся мастером современного искусства, чьи картины демонстрируют достойный уровень дагестанской культуры в мировом художественном пространстве.
Данная работа выполнена в виде каллиграфических надписей, отображающих имена-определения Всевышнего, которые упоминаются в Священном Писании мусульман. Старательно выведенные арабской вязью, они на картине обретают какую-то особую, художественную форму. Арабская каллиграфия даёт некоторую свободу действий для творчества художников. Она может быть или легко читаемой, или запутанно сплетённой, как это можно заметить на этой картине. При этом она обладает необыкновенной силой и красотой, не нуждаясь в переводе, поскольку очень изящна и обладает впечатляющей геометрической соразмерностью и разнообразием, что, безусловно, выделяет её среди других письменностей.
Верующий человек неминуемо увидит в данном художественном произведении очередное доказательство уникальности Ислама. Аллах — арабское слово, означающее единого и единственного Бога, творца мира и господина Судного дня. В священном Коране сказано: «У Всевышнего Аллаха есть прекраснейшие имена, вы взывайте к Нему посредством этих прекраснейших имен». Он имеет 99 прекраснейших имен-эпитетов, среди которых — Милостивый, Справедливый, Святой, Могущественный и т.д. Есть хадис, в котором говорится, что тот, кто перечислит эти 99 имен, войдет в Рай.
Название 112-й суры «Аль-Ихлас» из Священного Корана, изображённой на данной картине, переводится с арабского как «Искренность», служит своего рода наказом, посланием, и напоминает истину тем, кому достался удел оказаться в числе заблудших, сбившихся с праведного пути.
Название: Сабаб
Автор : Тихилов Саидмагомед Магомедович
Дата создания: 2014 год
Техника: холст, масло, смешанная техника
Размеры: 56х40
Серия картин «Сабаб» современного дагестанского художника Саида Тихилова состоит из семи работ. В них автор выражает простые символы, которые образуют общий сакральный смысл. В центрах всех картин расположен одинаковый рисунок, треугольник, но оформление и гармония цветовых сочетаний создают разные настроения. Главные элементы каждой из семи картин – это история, молитва и вера.
Слово «сабаб» в переводе с арабского означает «причина». По исламской вере, Аллах на протяжении всей жизни испытывает человека, смотрит за его поступками, мыслями и решениями. Любое событие в жизни – это испытание по божьей воле, и он следит за тем, как справляется человек. Слово «сабаб» также используется в значении «талисман» – сакральный предмет с текстами Корана и молитвами пророка Мухаммеда. Сабаб призван защищать дома и человека, привлекать успех, здоровье и достаток. Сабаб обычно носят на шее или вешают при входе в дом. Сабабы можно использовать как талисман только в том случае, когда мусульманин осознает, что помогает только Аллах, а сабабы – это лишь средство.
В полиптихе «Сабаб» Саид Тихилов пытался трансформировать в изобразительное искусство идеи ритуальных знаков и текстов. Цвет сабаба зависел от того, какой защиты ищет человек – на этой вариации Саид Тихилов построил свой цикл. Зеленый цвет в исламе – символ молодости и изобилия, голубой – присутствия Бога и благодати, желтый – богатства, роскоши и достижений. В каждом сабабе свои пропорции цветов и ценностей жизни. Фигура треугольника заключает в себе сакральное значение: тройкой в магии описывают фазы жизни человека и единство миров — божеств, людей и потусторонних сущностей. Для передачи замысла и создания эмоционального произведения художник использовал смешанную технику: гуашь, масло, акрил.
Саид Тихилов – заслуженный художник Республики Дагестан, иллюстратор, писатель и экспериментатор. Его работы выставлялись во многих городах России и мира. По его словам, главное в живописи для художника – это идея: «Отдавая дань уважения картинам как отдельным произведениям, я пытаюсь передавать в них настроение, а не просто собирать формы».
Название: Антиминс
Место создания: Россия
Дата создания: 1853 г.
Ткать: хлопок
Техника: печать
Размеры: 72 x 51,5 см
Коллекция: Из фондов Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.
Антиминс — шелковый или льняной четырехугольный плат, в угол которого вшиваются мощи какого-либо православного мученика. Антиминс символизирует погребальные покровы Спасителя и располагается за иконостасом православной церкви, на алтаре престола, являясь необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии.
В постоянной экспозиции музея представлен антиминс 1853 года. По верхнему краю его находится надпись на старославянском языке, которая указывает на то, что данный плат посвящен святым мученикам Адриану и Наталье, частица мощей которых когда-то была вшита в данный антиминс.
Основываясь на надписи, расположенной по нижнему краю антиминса, мы можем узнать, что он был разрешен к использованию первосвященником Никонором Митрополитом Нижегородским и Санкт-Петербургским по указу императора Николая Павловича.
В середине плата изображен фрагмент положения Иисуса Христа во гроб после снятия с Креста.
В углах антиминса в круглых клеймах изображены апостолы с животными. Эти символы усвоены в Церкви и четырем евангелистам: Матфею — человек, символ человеческой природы; Марку — лев, символ царской власти; Луке — телец, символ жертвенного животного; Иоанну — орел, символ вышней ангельской природы.
Название: Тфилин
Дата создания: XX век
Место создания: Израиль
Техника: кожа
Размеры: 3x3x3 см
Тфилин – это сакральный атрибут взрослого иудея. В Торе он называется «знаком», поскольку символизирует собой всю Тору. В Священном Писании сказано, что исполнение заповеди тфилина приравнивается к изучению Торы.
Тфилин считается кошерным, если текст написан опытным писцом и особым шрифтом, каким пишут свиток Торы. Тфилин состоит из двух маленьких коробочек с отрывками из свитков Торы.
Специальными ремешками одну коробочку крепят на руку, чтобы повлиять на сердце и руку и подчинить все желания и действия воле Всевышнего. Вторую коробочку крепят на голову, чтобы обуздать разум и подчинить мысли служению Всевышнему. Перед тем, как надеть тфилин, иудеи произносят благословение. Делать это следует стоя, не отвлекаясь и не разговаривая.
Религиозная ответственность за наложение тфилина наступает в 13 лет. Это возраст иудейского совершеннолетия – бармицва. Остальные заповеди Торы ребенку надлежит исполнять с самого юного возраста. Тфилин не накладывают в субботу и праздники, обозначенные Торой.
Тфилин из экспозиции Музея истории мировых культур и религий передан во временное пользование главной синагогой Дербента.
Название: Воздух
Дата: ХIХ в.
Ткань: шелк, сатин
Материал: золотые и серебряные нити, плотная цветная фольга, пайетки, бисер из перламутра
Техника: ручное шитье в прикреп
Размер: 40х40 см
Возду΄х — большой четырехугольный покров, которым, во время совершения Божественной Литургии, покрывают богослужебные предметы – дискос и потир. Он символизирует плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа.
Возду΄х, представленный в экспозиции Музея истории мировых культур и религий выполнен из сатина и украшен большим количеством золотых и серебряных нитей, переплетающихся в растительном орнаменте, ярким акцентом которого являются розы – символ милосердия и мученичества. Также орнамент декорирован фольгой, бисером из перламутра и конвой по краям изделия в виде бахромы.
Предметы, изображенные по углам воздуха, не привлекают особого внимания, но имеют большое значение в символике христианской религии. Все они окружены ветвью оливы, которая в христианстве является символом очищения.
В правом нижнем углу изображен дискос с просфорой внутри, напоминающий о блюде, с которого Спаситель во время Тайной Вечери взял хлеб и, преломив, подал его Своим ученикам. Дискос символизирует Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено Тело Христа. По диагонали, в левом верхнем углу расположен потир, ассоциирующийся с чашей, от которой происходило первое христианское причащение Крови Господней на Тайной Вечери.
Предметы, изображенные в левом нижнем и правом верхнем углах, указывают на орудия Страстей Христовых: лестница, щипцы, гвозди и плащаница, вервие для жестокого избиения, молот, которым распяли Сына Божьего, копье и губка, смоченная уксусом, крест, который нес Иисус на Голгофу.
Основное внимание привлекает большой равносторонний крест бирюзового цвета по центру плата, вышитый золотыми нитями, и заполненный плотной цветной фольгой, которая придает свечение и величие не только центральному изображению, но и всей композиции.
На самом деле крест – это символ жертвенной любви Бога к людям, проявляемой, несмотря на жестокость этого мира. Это, в общем-то, не культовый объект и не тотем, а реальное напоминание о двойственности каждого человека, который содержит крупицы и божественного, и дьявольского. И крепче опоры в этом мире, чем крест, бывший орудием пытки и ставший символом надежды, новой жизни и любви, просто не найти.
Название: Икона «Казанская Божия Матерь» в киоте
ФИО автора: неизвестен.
Дата создания: Россия. ХIХ в.
Материал: Дерево, темпера, стекло.
Казанская икона – одна из самых почитаемых в России. Об этом говорит два факта: во-первых, у нее неисчислимое количество списков (точных копий), которые верующие также считают чудотворными. Во-вторых, в церковном календаре образу посвящен не один, а сразу два праздника.
Прежде всего, православные вспоминают само обретение иконы. Это произошло в 1579-м, когда на пожарище в Казани десятилетняя Матрона нашла не тронутый огнем лик. Предание гласит, что точное место, где лежала святыня, ей указала сама Богородица.
Икону считают одной из главных святынь России. Именно перед ней молились не только ополченцы во главе с Мининым и Пожарским в 1612-м, но и русское войско Петра I в 1709-м перед Полтавской битвой, а также солдаты Кутузова накануне Бородинского сражения в 1812-м. Поэтому реликвию считают покровительницей нашей страны.
Казанскую икону не спутаешь с другими изображениями Богородицы. Ее иконографический тип уникален: Богородица изображена лицом к зрителю, по плечи, голова чуть наклонена в сторону младенца Христа, который восседает на ее руке и смотрит не на Деву Марию, а на зрителя.
Название: Четки.
Дата создания: кон. 19 – нач. 20 вв.
Техника: ковка, скрепление нитью
Размер: 45 см.
Коллекция: частное собрание
Часто руки мусульман обвивает великолепное украшение – четки. Основная их функция – ритуальная. Перебираемые ловкими пальцами, они создают определенный настрой, задают темп молитве, служат для счета прочитанных зикров (восхвалений Аллаха), способствуют духовной концентрации при совершении намаза.
Они изготовлены из металла. Изначально железные четки использовались воинами, так как это прочный материал, позволяющий применять их долго.
Число бусин должно быть кратно 11, так как именно из стольких частей состоит молитва приверженцев ислама.
Также количество бусин может быть по количеству зикров (к примеру, 100), но в данных четках 101 бусина. Одна бусина добавляется для того, чтобы обе стороны четок были равны, когда их выпрямляешь.
Привеска, которая имеется на данных четках, помогает проводить счёт молитв. На ней выгравирован рисунок, напоминающий арабскую каллиграфию.
Разделители-привески выполнены в форме скреплённых пропорционально друг другу лепестков, напоминая в целом цветок.
Название: Кумган (кувшин для омовения)
Место создания: Дагестан
Дата создания: 1895 г.
Ткать: медь
Техника: лужение
Размеры: 32х14х16см.
Кумган — это узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой, применявшийся в Азии в основном для умывания и мытья рук, исходя из традиции отправления естественных потребностей на исламском Востоке. Кумган, находящийся в постоянной экспозиции Музея истории мировых культур и религий сделан из меди. Он имеет грушевидную форму и высокую подставку, расширяющуюся книзу. Тулово кувшина с обеих сторон украшено тонкими линиями насечки, переплетающимися в загадочный узор, где можно разглядеть лики животных или людей.
Ручка и носик данного кувшина исполнены в виде изогнутой линии, которые предают ему изящность. На основании ручки две пустые петли что свидетельствует о утраченной крышке. Так как кувшин использовался для подготовки к богослужению, то он приобрел особый статус. Благодаря этому, а также своему изысканному и элегантному виду он часто выступал в качестве мотива в разных видах искусства. Его можно увидеть на керамических и изразцовых плитках, в росписях по стеклу и каллиграфии. Кроме того, кувшин, который в арабской поэзии сравнивают с цаплей, лебедями и газелью, использовался для описания красавицы с серебристым (белокожим) телом и длинной шеей.